понедельник, 13 июля 2009


"Дворец Барберини - центр культурной и музыкальной жизни Рима первой половины XVII. Он тесно связан с деятельностью выдающейся личности Маффео Барберини или Папы Урбана VIII, который внёс огромный вклад в развитие итальянской музыкальной культуры. В свой палаццо он приглашал высокоодаренных музыкантов, в их числе оказался и
Стефано Ланди. Музыкальное образование он получил у маэстро Агостино Агаццари, а философию и риторику изучал в "Семинарио Романо". Среди произведений композитора: опера "Смерть Орфея", поставленная в театре Падуанского епископа, мадригалы, псалмы, мессы, мотеты, сборники арий, инструментальная музыка. Примечательно, что в Барбериниевском дворце, в 1632 г. открылся большой оперный театр, где была поставлена премьерная опера Ланди - "Святой Алексей".
Предлагаемая программа, исполненная замечательным ансамблем "Арпеджиата" под управлением Кристины Плуар, состоит из произведений Ланди, пытающихся обнять Вселенную. Здесь размышления музыканта-философа о жизни и вечности, красоте и мудрости. Язык композитора жанровый, близкий к минимализации и натурализации формы. Например, первая
пассакалия "Жизни" ни что иное как пляска смерти, образы "скелетонов" были очень популярны в средневековой Италии, их часто изображали пляшущими - наводит страх, веселит, заставляет задуматься о грядущем, всё это слышим в музыке Ланди.
Виланнелла "Augellin" поражает своей мелодией в подражании птиц, а
"Canta la cikaleta" имитирует жужжание цикад..."
© intoclassics.net
Специальная благодарность Gabriel Vega за знакомство с этой чудесной музыкой.Исполнители"L'Arpeggiata":
Christina Pluhar - harpe baroque, theorbe, guitare baroque, gitarra battente & direction,
Johannette Zomer - soprano,
Marco Beasley - tenor,
Stephan van Dyck - tenor,
Alain Buet - basse,
Eero Palviainen - archiluth, guitare baroque,
Charles-Edouard Fantin - theorbe, tiorbino, luth renaissance, guitare baroque, gitarra battente,
Elisabeth Seitz - psalterion,
Paulina Van Laarhoven - lirone, violone,
Atsushi Sakai - viole de gambe,
Lorenzo Colitto, Mira Glodeanu - violons baroques,
William Dongois - cornet a bouquin, cornet muet,
Michele Claude - percussions.Passaglia della VitaPassaglia della Vita
O come t’inganni
se pensi che gl’anni
non hann’da finire,
bisogna morire...
E’ un sogno la vita
che par si gradita,
è breve il gioire,
bisogna morire.
Non val medicina,
non giova la China,
non si può guarire,
bisogna morire.
Non vaglion sberate,
minarie, bravate
che caglia l’ardire,
bisogna morire.
Dottrina che giova,
parola non trova
che plachi l’ardire,
bisogna morire.
Non si trova modo
di scoglier `sto nodo,
non vai il fuggire,
bisogna morire.
Commun’è il statuto,
non vale l’astuto
’sto colpo schermire,
bisogna morire.
Si more cantando,
si more sonando
la Cetra, o Sampogna,
morire bisogna.
Si more danzando,
bevendo, mangiando;
con quella carogna
morire bisogna
La Morte crudele
a tutti è infedele,
ogni uno svergogna,
morire bisogna.
E’ pur ò pazzia
o gran frenesia,
par dirsi menzogna,
morire bisogna.
I Giovani, i Putti
e gl’Huomini tutti
s’hann’a incenerire,
bisogna morire.
I sani, gl’infermi,
i bravi, gl’inermi,
tutt’hann’a finire
bisogna morire.
E quando che meno
ti pensi, nel seno
ti vien a finire,
bisogna morire.
Se tu non vi pensi
hai persi li sensi,
sei morto e puoi dire:
bisogna morire.
@темы:
ренессанс,
музыка