© ru.wikipedia.org

УКИЁ-Э (яп. ukiyoe - картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами.

Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Основоположником укиё-э считается японский живописец и график Хисикава Моронобу.
Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»).

Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины. Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Позднее стала популярной пейзажная гравюра.

Читать дальше...


Кацусика ХОКУСАЙ - «Тридцать шесть видов Фудзи»

© ru.wikipedia.org

Кацусика Хокусай (1760, Эдо (ныне Токио) — 10 мая 1849, там же), художник укиё-э, иллюстратор, гравёр. Творил под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских граверов. Его серия «Тридцать шесть видов Фудзи» состоит из 46 (36+10 дополнительных) цветных гравюр по дереву. На всех гравюрах, включая самую известную японскую гравюру «Большая волна в Канагава», присутствует изображение священной горы Японии — Фудзи.

Список гравюр

I
   
II
   
III
   
IV
   
V
   
VI
   
VII
   
VIII
   
IX
   
X
   
XI
   
XII
 


Дополнительные материалы:
Что такое «укиё-э»? Немного сведений о японской гравюре
Галерея художников укиё-э на ukiyoe-gallery.com
Г. Щедрина: "Картины ускользающего мира – укиё-э"
Д. Манченков: "Повествовательная живопись средневековой Японии и ее влияние на современную массовую культуру Японии (на примере феноменов манга и рэнга)"