По материалам © ru.wikipedia.org
Современная нотация, какой мы ее знаем, ведет свою историю со средних веков, когда для записи музыкального текста в церковных монастырских песнопениях впервые начали применять условные обозначения: ноты на нотоносце.
Самые древние, т.н. невменные нотации представляли собой знаки, написанные над текстом песнопений. Эти знаки обозначали лишь приемы звукоизвлечения: например, "тянуть", "коротко", "спеть с повышением", "понизить", "остаться на том же звуке". При этом они не обозначали ни четкой длительности, ни абсолютной высоты тона.
Коренные перемены впервые ввел образованный бенедиктинский монах Гвидо д’Ареццо (Гвидо Аретинский) (ок. 990 - ок. 1050) — итальянский музыкальный теоретик. Образование свое он получил в монастыре близ Феррары. Как многие монахи того времени, он являлся, по совместительству, учителем хорового пения и работал в монастыре в городе Ареццо (Тоскана).
Нововведения Гвидо д'Ареццо касаются самих основ нотной записи. Прежде всего, он ввел трех-, а затем и четырехлинейный "нотный стан". На линиях и между ними располагались условные слоговые обозначения звуков. Почти все эти обозначения сохранились до наших дней.
Звукоряд в те времена был не семи-, а шестиступенным. Гвидо дал звукам, соответственно, следующие наименования: "ut", "re", "mi", "fa", "sol", "la".
Эти обозначения - ни что иное, как первые слоги первых шести строк неканонического латинского гимна св. Иоанну.
Теперь, называя звуки по слогам, певцы легче ориентировались в нотном материале. Эта практика сохранилась до наших дней и составляет основу пения сольфеджио (т.е. пения с названиями нот).
Позже, в готической традиции написания, слоговые обозначения сменились на прямоугольники или ромбы, а нотный стан расширился и включал в себя уже пять линеек.
Также Гвидо ввел понятие ключа, символа, который указывает на нотном стане линейку, где располагается одноименная с ключом нота.
Различают три вида ключей: ключ "До" (альтовый или теноровый - в зависимости от расположения), ключ "Фа" (басовый) и ключ "Соль" (сопрановый, или по-другому - скрипичный).
Все эти реформы создали предпосылки для точной записи музыкальных произведений, что привело не только к усложнению хоровых партитур, а затем и музыки вообще, но и позволило закрепить, сохранить для истории музыкальные произведения практически в том виде, в каком они были задуманы композиторами. А непосредственно замена невменной системы нотации помогла сократить срок обучения певчих с десяти до двух лет, поскольку певцам больше не нужно было запоминать огромное количество произведений "изустно", ориентируясь только на манеру исполнения более опытных учителей.
В память выдающегося музыкального теоретика, с 1952 года в городе Ареццо проводится крупнейший Международный конкурс хоровых коллективов имени Гвидо д'Ареццо ("Полифонико").