11:07 

Генри Пёрселл и английское барокко.

Нелюбимый
Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)



Г. Пёрселл - "Music for a while",
исполняет Филипп Жарусски (контр-тенор).

По материалам © И. Охаловой, belcanto.ru, ru.wikipedia.org

"...От его обаятельного, такого быстротечного существования остался поток мелодий, свежих, вышедших из сердца, одно из чистейших зеркал английской души."
Р. Роллан


Генри Пёрселл (англ. Henry Purcell, 1659—1695) — английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Брат композитора Дэниела Пёрселла.

"Британским Орфеем" назвали Пёрселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами Уильяма Шекспира, Джона Гордона Байрона, Чарльза Диккенса. Творчество Перселла развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, когда возвращались к жизни прекрасные традиции искусства Ренессанса (например, расцвет театра, преследовавшегося во времена Кромвеля); возникали демократические формы музыкальной жизни - платные концерты, светские концертные организации, создавались новые оркестры, капеллы и т. п. Выросшее на богатой почве английской культуры, впитавшее лучшие музыкальные традиции Франции и Италии, искусство Перселла оставалось для многих поколений его соотечественников одинокой, недостижимой вершиной.

Жизненный и творческий путь

Перселл родился 10 сентября 1659 г. в лондонском Вестминстере, в семье придворного музыканта. Его отец Томас Пёрселл, предки которого перебрались в Англию из Ирландии, был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле. Генри Пёрселл с детства был связан с придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие музыкальные способности. С шести- или семилетнего возраста он пел в хоре королевской капеллы, обучался там вокальному искусству, композиции, играл на органе, скрипке и харпсихорде (разновидность английского клавесина крыловидной формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле были отличные музыканты - капитан Кук, Джон Блоу и знаток французской музыки Пелэм Хэмфри.

Пёрселлу было двадцать лет, когда его блистательная игра проложила ему путь к широкому признанию. В 1679 году он стал органистом Вестминстерского аббатства, а в первой половине 1680-х годов и придворная капелла, где он еще недавно пел скромным мальчиком, пригласила его на этот пост. Его слава как виртуоза росла, в печати регулярно появляются его юношеские сочинения.

В 1680-х годах, на исходе Реставрации, наступил стремительный и блестящий расцвет его композиторского гения. Он писал с какой-то лихорадочной поспешностью, обращаясь к самым разнообразным жанрам, подчас далеким и даже противоположным друг другу. Его бытовые одноголосые и полифонические песни рождались на гуляньях, в тавернах и кэтч-клубах, за дружеской пирушкой, в обстановке сердечности, вольнодумства, а порою и разгула. Пёрселл был завсегдатаем в этой среде; известно, что одна из лондонских таверн была украшена его портретом. Некоторые песни тех лет не оставляют сомнения в том, что патриархальный консерватизм, свойственный когда-то Томасу Пёрселлу, не был унаследован его сыном. Но рядом с этими песенными созданиями - демократичными, шаловливыми, сатирическими - возникали патриотические кантаты, оды и приветственные песни, написанные нередко для королевской семьи и знатных вельмож к их юбилейным датам и празднествам. Вся жизнь Пёрселла, раздваиваясь, проходила между этими полюсами, но именно к первому он тяготел неизменно.

Читать далее...


Дополнительные материалы:




Другие произведения Пёрселла на сайте music.edu.ru

@темы: барокко, история, музыка

URL
Комментарии
2008-06-27 в 09:16 

Оригинал дубликата
"Иван, запахни душу!.."
Обожаю Пёрселла! Композитор, который в одиночку опрокинул мнение французов "Англия - страна без музыки". А сколь хороши оркестровые вариации Бриттена на тему Пёрселла!

2008-06-27 в 13:46 

Нелюбимый
Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. (Теодор Симон Жуффруа)
В том-то и дело, что в одиночку. )
Ведь Пёрселл стал, насколько мне известно, единственным ярким представителем английского музыкального барокко и единственным английским композитором с мировым именем, вплоть до... пожалуй, что вплоть до XX века. И именно Бриттена называют его "наследником" в этом смысле.

А вариации и вправду хороши. Только вот в сети их пока не нашел.

URL
2008-06-27 в 15:56 

Оригинал дубликата
"Иван, запахни душу!.."
Обидно... Я тоже поискала - нет. А мы через сезон абонемент "Для всей семьи" начинаем "Путеводителем по оркестру". Я всегда там текст читаю.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Call my name...

главная